Злаки в цветниках

Злаки в цветникахВ любом саду злаки создают оживление, внося новую эстетику в ландшафты, выглядевшие прежде застывшими, неживыми. Злаки рисуют волны, а ветер заставляет нас выйти в сад и слушать их шелест. Злаки чутко реагируют на  все изменения, происходящие в природе: утренний туман, восход и закат солнца, заморозки красят листву и соцветия злаков в нежные тона, покрывают росой и инеем. И все это так тихо, неявно…

Однако почему-то злаки пока остаются «не у дел» в наших садах. Причина кроется в малом количестве хороших книг о них на русском языке, иллюстрированных каталогов с полноценными фотографиями, которые могли бы качественно передать всю красоту злаков. Отсутствие информации, в свою очередь, ведет к нехватке в питомниках и торговых центрах тех специалистов, которые могут сориентировать покупателя, предложив ему правильный выбор посадочного материала. В садоводстве действует тот же принцип, что и у пользователей рекламы: люблю то, что знаю. И вот вам реальный совет: попробуйте завести у себя в саду хотя бы один злак. Уверяю, за ним последует второй… пятый…

Сад Миен РУЙС

Ведь главная причина невнимания к злакам — все же не в высокой цене посадочного материала, его малом выборе или нехватке информации. Она — в наших головах, нашем зашоренном сознании. Вряд ли рассуждения вроде: «Зачем мне трава на участке, да еще за деньги?» — не появляются в головах наших любителей садоводства. Но, если вспомнить недавние времена, мы точно так же отвергали декоративно-лиственные растения, отдавая предпочтение красивоцветущим.

Впрочем, нечего ругать отечественного садовода — давайте лучше взглянем, с каким трудом в мировой практике ландшафтного дизайна приживались злаки. Трудна оказалась дорога трав в садоводстве. Лишь в 1883 году Вильям Робинсон в своей классической книге «Английский цветущий сад» упомянул 30 злаков, рекомендуемых для выращивания в саду. Не обошла своим вниманием злаки и Гертруда Джекилл, искусно вплетая их в цветочные бордюры. Например, особенно уважаемый ею элимус (Elymus) постоянно фигурирует как в ее цветниках, так и в ее книгах. Мисс Джекилл справедливо полагала, что мало какое растение сможет создать такой «голубой» аспект в цветнике, как элимус, ценила его за эффектный габитус и не боялась агрессии этого сильного злака. В композициях Гертруды Джекилл нередко присутствуют мис-кантусы (Miscanthus), а также ожика большая (Luzula maxima), син. о. лесная (L. sylvatica). Ожика — растение, которое мисс Джекилл считала незаменимым почвопокровным для теневых цветников. А чего стоит изобретательность, проявленная знаменитой англичанкой при применении обыкновенной кукурузы!.. Садовница использовала ее как великолепный фон для высоких красавцев дельфиниумов, царственных лилий, облаков гипсофилы.

Сад Пита Одольфа

И все же, несмотря на свой громадный авторитет, ни Гертруда Джекилл, ни Робинсон, не смогли выдвинуть злаки на подобающее место в садовой иерархии. И только в Германии Карл Форстер, вплотную занимавшийся исследованием злаков (в 1957 году он опубликовал книгу «Введение злаков и папоротников в сад»), сумел дать хороший старт этому огромному семейству. Но главная заслуга Карла Форстера состоит в том, что он воспитал плеяду неординарных учеников, которые разъехались по всему миру, чтобы рассказать всем о красоте злаков. Так, Вольфганг Ёме и американец голландского происхождения Джеймс Ван Свиден вывели злаки «в свет» в Северной Америке.

В 1950 году Вольфганг Ёме, приехавший в Америку из Германии, сразу обнаружил, что американцы в своих частных садах злаки практически не используют, хотя у них перед глазами есть прекрасный пример произрастания злаков в бескрайних диких прериях. Поэтому Вольфганг Ёме организовал первый в Америке питомник орнаментальных трав, где люди смогли увидеть декоративные злаки во всей своей красе, в массе.

Сад Jardine de plume

Понятие «масса» неразделимо связано со злаковыми садами. Одно, два, пять растений не дадут вам полноценной картины буйства трав, и только колышущаяся масса злаковых стеблей способна выразить, какую важную роль в создании ландшафта может играть семейство злаковых. Почти полностью отказавшись от газона (очень часто его в садах заменяет зеркало водоема), Еме и Ван Свиден создавали в стиле натургарден грандиозные ландшафты с использованием тысяч растений одного вида! Кроме злаков, в посадках присутствовали посконники (Eupatorium), рудбекии (Rudbeckia), гелениумы (Helenium). Причем, для каждого злака были использованы свои, особые партнеры: например, вейники (Calamagrostis) сочетались с астрами (Aster), рудбекией, седумом; щучки (Deschampsia) — с баданом (Bergenia), горянкой (Epimedium), Хостой (Hosta), бузульником (Ligularia); овсец (Helictotrichon)— с полынью (Artemisia), котовником (Nepeta) и чис-тецом (Stachys); просо прутьевидное (Panicum virgatum) — с астрой, болтони-ей (Boltonia), очитками и юккой (Yucca). Еще одним воспитанником Карла Форстера является известный бразильский дизайнер Роберто Бюрль Маркс, который проповедовал идеи своего учителя в Южной Америке, используя в посадках тропические виды растений, благодаря чему его ландшафты выглядят настолько же экзотичными, насколько и авангардными.

В Голландию идеи Карла Форстера принесла гранд-дама голландской школы садового дизайна Миен Руйс. Она стала чуть ли не первой садовницей, допустившей в свои сады контрастное сочетание строгих топиарных форм живых изгородей и волнующихся масс архитектурных растений. В каждой ее «садовой комнате» с ровными и плотными темно-зелеными стенами мы находим злаковые композиции. Особенно поражает стена из мискантуса сорта ‘Morning Light’ и лука черного (Allium nigrum), которая выглядит так, словно соткана из дымки. Используя гладь прямоугольного водоема как зеркальную поверхность, архитектор позволяет нам любоваться не только самой стеной из злаков, но и ее еще более призрачным, эфемерным отражением.

Неожиданный подход к использованию злаков в садовом дизайне обнаружил Жак Виртц, известный бельгийский дизайнер, работающий в регулярном стиле. В 1989 году он попробовал соединить элементы регулярного стиля и природного сада и проделал это с большим успехом в собственной резиденции неподалеку от Антверпена. Разглядывая план усадьбы XVIII века на бумаге, вы легко найдете определенное сходство с планировкой Версаля, однако реальная прогулка по саду неожиданно представит вам его совсем в ином свете, нежели вы мысленно рисовали его себе: треугольные клумбы, засаженные злаками, газонные дорожки, разбегающиеся веером…

Сад Jardine de plume

То, что использование трав в регулярных посадках очень их оживляет, можно подтвердить также на примере молодого (заложенного в 1996 и открытого для публики в 2002 годах) и пока малоизвестного, но очень перспективного во всех отношениях сада в Нормандии. Это Jardine de plume, то есть «Сад-перышко». Свое название он получил в честь растущих здесь в изобилии злаков. Планировка сада исключительно проста: он разбит на аккуратные квадраты. Однако перед нами не только сад малого ухода, но пример досконального знания и, как следствие, виртуозного отбора посадочного материала. Особенно восхищает композиция небольшого осеннего сада, где в посадках мастерски использованы высокие сорта мискантуса ‘Malepartus’, ‘Silberfeder’, ‘Graziella’, дополненные сортами гелениумов, подсолнечников (Helianthus) ‘Lemon Queen’, шалфеем влаголюбивым (Salvia uliginosa) с небесно-голубыми цветками, клопогонами (Cimicifuga), горцами (Polygonum), а также великолепной коллекцией астр: здесь высажены гибриды астры вересковидной (A. ericoides), а. сердцелистной (A. cordifolius), а. бокоцветковой (A. lateriflorus) и, конечно, подлинная «супермодель» осеннего цветника — а. зонтичная (A. umbellatus). Разглядывая этот осенний садик, где высажены только высокие — и очень высокие — растения, становится очевидно, насколько беспочвенны опасения садоводов, избегающих сажать высокие растения, полагая, что те не смогут сохранить вертикальное положение.

В контексте нашего рассказа нельзя не вспомнить признанного корифея, человека, знающего о травах все, — Пита Одольфа. Он открыл свою философию посадки растений, совершенно отличную от нашего классического представления о цветниках. Сегодня его сад и небольшой питомник в местечко Хуммело являются Меккой для садоводов всего мира. Необычен ассортимент питомника: здесь нет почвопокровных растений, зато представлено громадное количество видов и сортовых злаков и тех травянистых многолетников, которые им сопутствуют в авторских посадках Одольфа.

Злаки в цветниках Одольфа выполняют роль структурных растений, они «держат» всю посадку, не позволяют разваливаться травянистым многолетникам. Его посадки всегда очень плотные, декоративный эффект достигается за один сезон, поэтому почва в цветниках не мульчируется. Имея за плечами архитектурное образование, Пит Одольф прекрасно разбирается в тонкостях ассортимента, о любимых растениях, о новинках сезона может рассказывать часами. Его рассуждения о красивой «жизни» и красивой «смерти» злаков и травянистых многолетников нашла поддержку у многих садоводов, которые и прежде жалели обрезать на зиму «пуговицы» монарды (Monarda), «перья» мискантусов, «облака» молинии (Molinia)… Однако этот голландский дизайнер был первым, кто заговорил об этом вслух.

Сад Пита Одольфа

И нет ничего удивительного в том, что сады Пита Одольфа так затрагивают наши чувства, заставляют нас, отбрасывая предрассудки, поддаться ветру перемен и включиться в увлекательное знакомство со злаками.

Если вы хотите иметь сад, полный природного шарма, сад, непохожий на сады ваших соседей, сад малого ухода, сад XXI века, используйте в своих цветниках злаки! И они вскоре отблагодарят вас, прошелестев на ушко «спасибо».

Татьяна Койсман
“Ландшафтный дизайн” - N2, 2006

Комментарии ВКонтакте:

Получать обновления:

Рекомендуем к прочтению: